Банки не должны возвращать списанные с карт средства, если держатели передавали PIN-код и карту третьим лицам, а потом обращались в банк за возмещением. С таким предложением обратился в Центробанк глава Ассоциации региональных банков.
Банки не должны возвращать списанные с карт средства, если держатели передавали PIN-код и карту третьим лицам, а потом обращались в банк за возмещением. С таким предложением обратился в Центробанк глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. <br />
<br />
На рынке участились случаи мошенничества со стороны владельцев банковских карт, говорит Аксаков. Ссылаясь на ЦБ, он констатирует, что 15% операций по несанкционированному снятию средств с «пластика» происходит по вине или инициативе самих клиентов. Предположим, группа людей едет отдыхать за границу — часть в Испанию, часть в Данию. Меняются карточками и по возвращении в Россию заявляют банкам о несанкционированном списании средств с «пластика», - рассказал «Известиям» Аксаков. Приносят выписки с карточного счета, заграничный паспорт и ставят ультиматум в духе «средства нужно возвращать, я их не тратил, был вообще в другой стране».<br />
<br />
Для того чтобы доказать вину клиента в таком случае, банки проводят расследования. Порой правоту приходится доказывать в суде. Но доводы банка редко принимаются во внимание, так как презумпция невиновности превыше предположений.<br />
<br />
С 1 января 2013 года ситуация еще больше накалится — вступают в силу нормы закона «О национальной платежной системе», в соответствии с которыми банки в течение 24 часов будут обязаны возвращать на карты клиентов все средства по всем спорным операциям. Аксаков предлагает прописать в законе «О национальной платежной системе» право банков не возвращать средства, которые были списаны с карт по вине их держателей. Еще одна новелла, которую предлагает Аксаков, заключается в том, чтобы привлекать подобных недобросовестных клиентов к административной ответственности: «Банк должен иметь право возбуждать дела».<br />
<br />
Юристы поддерживают инициативу Аксакова частично. «Предложение выглядит здравым: плох тот закон, который служит мошенникам. Если установлено, что держатель карты инсценировал похищение денег, об отсутствии согласия владельца карты говорить не приходится, - говорит Елена Полеонова, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». Но идея наделить банки правом возбуждать административные дела в отношении недобросовестных клиентов Полеоновой кажется излишней: «Банкам достаточно функции агента валютно-экспортного контроля, зачем делать из них еще и представителей органов внутренних дел?»