Минфин выпустил обзор по проведению им проверок саморегулируемых организаций на аудиторском рынке в 2016 году. «Это было сделано первый раз в рамках «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, утвержденной распоряжением правительства 559-Р», — сообщили в пресс-службе министерства.
Как указывает «Коммерсант», в обзоре описываются выявленные нарушения аудиторских СРО, которых в 2016 году было пять: кроме действующих сейчас аудиторской ассоциации «Содружество» (ААС) и Российского союза аудиторов (РСА) существовали также Аудиторская палата России (АПР), Российская коллегия аудиторов (РКА) и Институт профессиональных аудиторов (ИПАР). В большинстве своем нарушения незначительные. Например, в Минфине отметили, что СРО забывают указывать сроки рассмотрения жалоб, поступающих на их членов, или недостаточно оперативно обновляют сайты.
Внешнему контролю качества СРО за деятельностью своих членов уделена буквально пара строк — иногда они нарушают периодичность проведения проверок в рамках внешнего контроля качества. Тем не менее Минфин отметил низкую эффективность воздействия СРО на своих членов в отношении качества оказываемых услуг. Это «следствие недостаточной работы СРО аудиторов по применению мер дисциплинарного воздействия, рассмотрению жалоб», говорится в обзоре.
Зато своей собственной работой в Минфине остались довольны. «Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении обязательных требований к этим организациям», — утверждается в обзоре. «Нормативные правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов, не содержат устаревших, избыточных и дублирующих требований», — констатируют в Минфине.
Как пояснили «Коммерсанту» в Минфине, в дальнейшем такой анализ планируется проводить ежегодно. Таким образом, очевидно, что министерство не намерено полностью уступать надзор за аудиторским рынком ЦБ, как это объявлялось ранее. «Обзор появился именно сейчас, когда ЦБ и Минфин решают вопрос, кому же быть регулятором отрасли, неслучайно, — уверен глава Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков. — Минфин показал, что успешно справляется с ролью регулятора». В ЦБ сообщили лишь, что вместе с Минфином и после консультаций с участниками рынка финализируют текст законопроекта (поправки к профильным законам), при этом будет «учтено мнение профессионального сообщества».
Участники рынка сомневаются, что Минфин сможет сохранить роль регулятора. Именно качество аудита стало отправной точкой споров о передаче полномочий регулятора отрасли ЦБ, напоминает один из собеседников «Коммерсанта» в крупной аудиторской фирме. Банк России не раз поднимал вопрос о качестве аудита лопнувших банков и о необходимости ужесточения контроля за аудиторами, что и привело к появлению законопроекта о передаче полномочий регулятора отрасли от Минфина к ЦБ.
Основания требовать жесткого контроля за рынком у ЦБ были. Согласно данным самого Минфина, по итогам 2016 года Федеральное казначейство в ходе проводимых им проверок качества аудита находило нарушения в 79% случаев. У СРО в прошлом году эти показатели были ниже в разы: у СРО «РСА» меры воздействия по итогам проверок применялись при проверках 4,2% аудиторских компаний, у СРО «ААС» —18,9%, у СРО «АПР» — 4,5%, у СРО «ИПАР» — 22%, у СРО «РКА» — 0,5%. Таким образом, нынешний подход, в котором очень существенная роль отведена саморегулированию, показывает, что ситуацию необходимо менять, заключают эксперты. По словам собеседников издания, не исключено, что Минфин сохранит часть контрольных полномочий, однако первой скрипкой в регулировании и надзоре будет все же ЦБ.