Новости

22
апреля
2019 год

О готовности российских компаний к цифровой экономике

Московские компании демонстрируют более высокий уровень готовности к цифровой трансформации, чем региональные. Предприниматели, работающие в Москве, активнее интегрируют цифровые технологии в свои бизнес-процессы, используют различные средства передачи и хранения информации, а также продвигают свои товары и услуги через интернет. Однако и московские, и региональные компании пока уделяют недостаточное внимание вопросам информационной безопасности и повышению квалификации сотрудников в области цифровых технологий. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Банком «Открытие» в январе-феврале 2019 г*.

Московские компании демонстрируют более высокий уровень готовности к цифровой трансформации, чем региональные. Предприниматели, работающие в Москве, активнее интегрируют цифровые технологии в свои бизнес-процессы, используют различные средства передачи и хранения информации, а также продвигают свои товары и услуги через интернет. Однако и московские, и региональные компании пока уделяют недостаточное внимание вопросам информационной безопасности и повышению квалификации сотрудников в области цифровых технологий. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Банком «Открытие» в январе-феврале 2019 г*.

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)

Для оценки готовности бизнеса к цифровой экономике в рамках исследования был рассчитан Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index). Он интегрирует пять частных индексов: средства передачи и хранения информации – использование мобильного интернета, широкополосного доступа в интернет, облачных сервисов и т.д.; интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы – практика внедрения CRM-системы, интранета, чат-ботов, автоматизированных систем управления персоналом и т.д.; использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг – сайта, социальных сетей, мессенджеров и т.д.; информационная безопасность – внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ; человеческий капитал – развитие цифровых компетенций у руководства и сотрудников компании. Индекс BDI может принимать значения от 0 процентных пунктов (минимум) до 100 п.п. (максимум) и рассчитывается как среднее арифметическое между значениями пяти частных индексов. По данным на первый квартал 2019 года, Индекс цифровизации российского бизнеса (BDI) в среднем по стране составляет 34 п.п. из 100 возможных. Наиболее высокие показатели отмечаются в использовании компаниями цифровых средств передачи и хранения информации (43 п.п.), интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (39 п.п.) и применении интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг (38 п.п.). Вместе с тем, на достаточно низком уровне находятся такие частные индексы как информационная безопасность компании (33 п.п.) и особенно развитие цифровых компетенций у сотрудников (15 п.п.). Индекс цифровизации московских компаний на 10 п.п. выше индекса для региональных компаний - 42 п.п. против 32 п.п. Московские компании опережают региональные и по значениям всех частных индексов. Наибольшие различия между московскими и региональными компаниями отмечены в области интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (51 п.п. против 38 п.п. соответственно), в информационной безопасности (42 п.п. против 32 п.п.), а также использовании средств передачи и хранения информации (51 п.п. против 41 п.п.).

Средства передачи и хранения информации

Московские предприниматели по сравнению с региональными активнее используют цифровые средства передачи и хранения информации. Так, в Москве выше доля компаний, использующих мобильный интернет (75% против 68%) и широкополосный доступ в интернет (77% против 59%). Треть компаний, зарегистрированных в Москве, применяют облачные сервисы – 32% против 19% в регионах. Каждый четвертый московский предприниматель использует сервера для хранения и обработки данных – 25% против 18% в регионах.

Интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы

Наиболее популярной внутрикорпоративной технологией как в Москве (40%), так и в регионах (39%) является интранет. Московские компании чаще региональных внедряют CRM-системы (27% против 15%), чат-боты (11% против 6%) и автоматизированные решения для управления персоналом (13% против 5%). Использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг Московские компании более эффективно используют интернет как инструмент продвижения своих товаров и услуг. Так, больше половины московских компаний (57% против 26% в регионах) имеют полноценный сайт с детальной информацией о компании и ее деятельности. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регионах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах). Мессенджеры для связи с клиентами используют 38% организаций в регионах и 32% в Москве.

Информационная безопасность

В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. В частности, утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%. Треть московских компаний (36%) и четверть региональных (24%) используют программы информационной защиты, разработанные для организаций. Однако почти половина компаний (45% в Москве и 46% в регионах) применяют антивирусные программы для физических лиц. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).

Человеческий капитал

И московские, и региональные компании уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.

Выводы

Переход к цифровизации открывает ряд преимуществ как для самих компаний, так и для государства. Для предпринимателей плюсы внедрения новых технологий выражаются в сокращении издержек компании, повышении производительности труда, оптимизации процессов взаимодействия с клиентами. Государство заинтересовано в упрощении административных процедур, оптимизации процесса регулирования деятельности МСБ и, как следствие, росте сегмента малого и среднего бизнеса. При этом сами предприниматели плохо информированы о возможностях, которые открывает цифровизация, и не всегда готовы инвестировать временные и финансовые ресурсы на внедрение новых технологий и обучения сотрудников цифровым компетенциям. Поэтому важно образовывать малый и средний бизнес, объяснять предпринимателям преимущества цифровой модели бизнеса.

Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ: «Для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо не только внедрять цифровые технологии, пользоваться самыми новыми инструментами для построения бизнес-процессов и защиты информации в компании, но и создавать особую корпоративную культуру, направленную на освоение новых технологий. Сотрудники должны находиться в постоянном развитии и получать самую современную и актуальную информацию о трендах в области цифровизации для их сферы бизнеса. Для этого руководителю важно обучаться самому и организовывать тренинги и дополнительные курсы по получению новых знаний и практики для своих сотрудников».


Вернуться к списку новостей

Подписаться

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе новостей АБИСС